У здорового ребенка 2-го года жизни происходят значительные изменения в физическом и нервно-психическом развитии. Ежемесячная прибавка в массе тела составляет 200 — 250 г, в росте —1 см. В это время совершенствуются функции внутренних органов, костной и мышечной систем, деятельность центральной нервной системы, повышается работоспособность нервных клеток. Становится длительнее активное бодрствование, которое продолжается у детей в возрасте от 1 года до полутора лет 3—4 часа, а у детей от полутора до 2 лет 4—5,5 часов. Общая продолжительность сна уменьшается с 14 до 12,5 часов.
На 2-м году жизни улучшается ходьба. Дети начинают ходить по траве, по ограниченной поверхности, взбираться на бугорки. После полутора лет ребенок учится бегать. Дети влезают на невысокие диванчики, взбираются на шведскую стенку, т. е. развивается лазанье. В этом возрасте детям требуется особое внимание взрослых, чтобы предупредить травмы. При правильном обучении дети хорошо пользуются разборными игрушками, втыкают грибочки в отверстия скамеечки, снимают и надевают кольца пирамидки, Открывают и закрывают матрешки, специальные баночки и вкладывают в них предметы, меньшие по размеру. Дети приучаются пользоваться игрушечным строительным материалом средней величины; сначала накладывать кубики; а в возрасте 1 года воспроизводить несложную постройку, показанную взрослым (башня, забор и др.). Становится разнообразнее и игра с сюжетными игрушками; например, дети кормят куклу, укладывают ее спать, возят на коляске, лечат. После полутора лет дети начинают понимать разговор взрослых (простую речь, обращенную к нему, ребенок понимает в 9-месячном возрасте). 2-й год жизни — период интенсивного формирования речи и ориентировки в окружающей обстановке. К 2-м годам речь является основным средством общения ребенка со взрослыми. В этом возрасте он охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми людьми, но речь еще не становится средством общения детей друг с другом. На 2-м году жизни только начинают формироваться совместные игры. Дети могут играть рядом: один кормит куклу, другой, сидящий тут же, укладывает мишку спать, но это еще не совместная игра.
Источник "Домашняя энциклопедия", изд-во "Советская Кубань" 1996г.