Воровство - самый распространенный и пугающий родителей тип трудного поведения. Можно выделить следующие его причины.
- У ребенка может быть не заложено представление о чужой собственности, и нет привычки, ее уважать. Кражи могут быть привычкой ребенка, если он находился в социально-неблагополучной среде, и его учили воровать и хвалили за такое поведение.
- Зачастую крадут что-либо дети, родители которых отказываются покупать модную одежду или предметы увлечения, не дают карманных денег. В результате, ребенок чувствует себя не таким, как его сверстники, а подобным способом доказывает взрослость и право принимать решения. Бывает, что ребенок оказывается изгоем в детском коллективе по какой-либо причине, и ворует, для того, чтобы подкупать ровесников, которые обещают общаться с ним, если у него есть что-то взамен.
- Ребенок может прибегать к воровству от безысходности, если у него вымогают деньги, угрожая ему, либо когда он страдает, например, наркозависимостью, а обратиться за помощью к родителям не может. Обычно подростки стараются до конца скрывать данные факты. Задача родителей – построить со своим ребенком такие отношения, чтобы с этими проблемами он мог прийти именно к ним.
- Иногда дети воруют, ради привлечения внимания родителей. Ребенок украденное им воспринимает как символическое замещение родительской любви. Зачастую так бывает, когда ребенка мало хвалят, редко выражают ему симпатию, а только предъявляют претензии и требования. Порой дети таким свои поведением пробуют воздействовать на семейную ситуацию и объединить родителей. После факта кражи даже серьезно поссорившиеся родители разговаривают и вместе пытаются принять меры.
- Есть навязчивое воровство - это психологическая зависимость, при которой человек испытывает острые ощущения в момент кражи, а затем расслабление и эйфорию. Подобное может происходить с детьми, прошедшими через психологическую травму, неуверенными в своем положении в настоящем и испытывающими страх перед будущим, с низкой самооценкой, которым не хватает эмоциональной поддержки.
- Бывает, что ребенок ворует, пытаясь узнать рамки дозволенного, стремясь приобрести новый опыт, ощутить, каково это, когда делаешь то, что делать нельзя. Зачастую такой опыт - основа формирования совести, а она не дает поступать неправильно.
Если присмотреться, то во всех ситуациях, ребенок не желает присвоить чужое сознательно. Он пытается достичь любви, успешности, покоя и безопасности. Важно показать, как можно этого добиться, не прибегая к кражам чужих вещей.
Чаще всего ребенок в поведении ориентируется на пример родителей. Именно им нужно выражать в своем поведении уважение к чужой собственности. Это важно и по отношению к вещам ребенка, не стоит копаться в них, а если что-то нужно взять, то спросить разрешения. Беседуя с ребенком по поводу воровства, важно выразить свою твердую уверенность в том, что он обязательно научится справляться с собой и не брать чужих вещей, не угрожая и не требуя обещаний.
|
Комментарии