Вольтер (1694-1778 гг.), настоящее имя Франсуа-Мари Аруэ, — французский писатель, философ, историк, один из основоположников французского Просвещения, выступавший против феодальных порядков, сословного неравенства, засилья католической церкви.
Однажды один французский юноша по имени Франсуа-Мари Аруэ послал в парижскую Академию свои стихи. Он был уверен, что выиграет конкурс среди поэтов. Но первую премию присудили другому человеку. Аруэ пришел в ярость. Он решил, что все равно заставит говорить о себе весь Париж!
Вскоре имя Аруэ действительно повторялось всеми парижанами. Нахальный юноша написал новые стихи, в них он блестяще высмеял поэта, который получил премию. Он язвительно надсмеялся и над Академией, присуждающей награды бездарям. Стихи Аруэ разошлись по всему Парижу. Их читали, их хвалили. А автора в это же время отправили в ссылку в один из провинциальных замков. Через некоторое время Аруэ вернулся из ссылки и написал новые стихи. За них его тут же сослали в другой замок. Затем история повторилась. Правда, на этот раз вместо замка поэта посадили в главную тюрьму Франции — Бастилию. В ней он отсидел 11 месяцев.
Так начиналась жизнь одного из знаменитейших людей Франции. Позже он принял псевдоним Вольтер и под этим именем вошел в историю. Вольтер был просветителем. Движение просветителей возникло во Франции в XVIII веке. Его представители превыше всего ставили разум, человеческие знания.
Чтобы голос разума звучал громче, общество надо учить: развивать науки и искусства. И Вольтер учил французское общество. Он написал много книг, статей, стихов, театральных произведений. В них он восхвалял разум, инициативу, естественные порывы человеческой души. Главной бёдой он считал незнание. Вольтер много боролся с церковью, которая мешала развитию наук, распространению образования. Вольтер даже высказал необычайно смелую для того времени мысль: Бога, о котором говорят церковники, нет вообще. Бог — это вся живая природа, которая нас окружает.
Вольтер хотел, чтобы народом правили умные, просвещенные высоконравственные люди. Это называлось «просвещенной монархией». Вольтер восклицал: «Король должен быть таким, чтобы его можно было назвать «Ваше человечество!» (вместо «Ваше величество!») ».
Власти говорили о Вольтере: «Его надо запереть в такое место, где бы не было ни пера, ни чернил, ни бумаги. Этот человек способен разрушить государство.» Они ненавидели просветителя и всячески преследовали его. Поэтому Вольтеру несколько раз за свою жизнь пришлось посидеть в тюрьме. Его неоднократно отправляли в ссылку. Часто после публикации особенно смелого сочинения Вольтер тайно бежал из Франции в соседние страны и там скрывался от властей.
Поэтому Вольтер в своих сочинениях старался избегать прямых нападок на церковь и власти. Он с успехом применял способ, который современник Вольтера Бомарше называл так: «Давать пощечины королю, стоя на коленях». Например, он умышленно делал ошибки: скажем, печатал вместо «священник» слово «осел». А потом, когда вся Франция уже читала его книгу, Вольтер рассыпался в извинениях: простите, произошла ошибка. Самые острые свои произведения Вольтер выпускал под вымышленными именами.
Вольтера любило все французское общество. Он был необычайно популярен из-за его остроумия, веселых и язвительных шуток. Церковь же запретила хоронить поэта в Париже. Лишь спустя много лет после его смерти прах Вольтера был торжественно перенесен в храм Славы — Пантеон. Французы говорили о Вольтере: «Он нас научил любить свободу».
Честь - это желание снискать почести. Соблюдать же свою честь — это значит не совершать ничего такого, что было бы недостойно почестей.
Источник "Всемирная история в лицах для детей" - Изд-во.: Воронеж "Центр.-Чернозем.", 1996 г.