Бельгийский драматург и новеллист Морис Метерлинк (1862-1949) родился в Генте, в семье нотариуса. Начальное образование Метерлинк получил в иезуитском колледже, а затем поступил в университет Гента, где по настоянию родителей изучал юриспруденцию. Еще в колледже Метерлинк всерьез увлекся литературой. Закончив в 1885 году университет и получив диплом, он едет в Париж, где знакомится с поэтами-символистами Стефаном Малларме и Вилье де Лиль-Адана. Вернувшись через полгода в родной город Метерлинк занимается адвокатской практикой, однако страсть к литературе постепенно берет верх.
После успеха пьесы «Принцесса Мален» (1889), которая получила хороший отзыв во французской прессе, он оставляет адвокатскую практику и сосредоточивается на литературе.
На протяжении 90-х годов Метерлинк много работает, но в родном городе его пьесы — «Непрошенная* (1890), «Слепые» (1890), «Пелиас и Мелисанда» (1892), «Смерть Тентажиля» (1894), «Аглавена и Селизета» (1896), написанные под влиянием французских символистов, не пользуются популярностью, и в 1896 году он переезжает в Париж Здесь, кроме пьес, он начинает писать философские эссе, вышедшие в сборниках «Сокровище смиренных» (1896), «Мудрость и судьба» (1898), «Жизнь пчел» (1901). Многие пьесы парижского периода его жизни — «Ариана и Синяя Борода» (1896), «Монна Ванна» (1902) и др. — по мнению критиков, уступают предыдущим произведениям драматурга. Но одна пьеса — «Синяя птица» (1908) — становится «визитной карточкой» Метерлинка.
Сказочная фантазия автора, питаемая народными преданиями, красота стиля и сюжета делают эту пьесу невероятно популярной и до сегодняшнего дня. Герои ее, мальчик Тильтиль и девочка Митиль, в сопровождении душ Пса, Кота, Воды, Хлеба, Сахара, Огня, переживают волшебные приключения в поисках Синей птицы, с помощью которой тяжелобольная девочка должна вылечиться. Заканчивается пьеса пробуждением детей в своей комнате, и мальчик дарит больной девочке обыкновенную серенькую птичку, живущую у него в клетке. После этого девочка выздоравливает. Трогательная история о любви и дружбе не сходит с театральных подмостков мира по сей день, являясь, безусловно, лучшим творением Метерлинка-драматурга.
В 1911 году Морис Метерлинк стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией». В последующие годы жизни Метерлинк сосредоточивается в своем творчестве на эссеистике. После первой мировой войны выходит несколько сборников его философских эссе: «Жизнь термитов» (1926), «Жизнь пространства» (1928), «Большая феерия» (1929), «Великий закон» (1933). Наибольший интерес, с точки зрения стиля и мировоззрений драматурга, представляет сборник «Жизнь термитов», в котором Метерлинк выступает с резкой критикой любых форм тоталитаризма, превращающего людей в хорошо организованных и дисциплинированных существ, более походящих не на людей, а на термитов.
С началом второй мировой войныМетерлинк вынужден был эмигрировать в США. Через два года после окончания войны драматург вернулся в Европу и поселился в Ницце, где и скончался в 1949 году. Морис Метерлинк оказал большое влияние на развитие мировой драматургии. Достаточно сказать, что его произведения в свое время оказали влияние на творчество одного из основателей «театра абсурда» Сэмюэла Беккета.
Недостаточно владеть истиной, нужно, чтобы она завладела нами.
Источник "Афоризмы лауреатов Нобелевской премии по литературе" - Изд-во.: Минск "Современный литератор", 2000 г.