Лепка орнамента (рис. 75). Этот способ работы очень прост по исполнению, но позволяет сделать интересные и оригинальные игрушки. Орнамент можно выполнить из геометрических, растительных или произвольных форм. Подготавливают небольшой лист картона или плотной бумаги.
Берут кусочек пластилина, разогревают его в руках и наносят тонким слоем на основу, постепенно размазывая пальцами, начиная с середины. Первый слой служит фоном, поэтому пластилин подбирают нужного цвета. Потом из пластилина другого цвета делают геометрические или растительные элементы узора. По предварительному эскизу эти заготовки прикрепляют к основе. Таким способом можно сделать много различных поделок.
Рельефная лепка (рис. 76). Работу выполняют на плотной бумаге, картоне или фанере. Вначале подготавливают эскиз, в основе которого могут быть растения, персонажи сказок, птицы, звери. Потом рисунок по контурным линиям переносят на небольшой лист картона или плотной бумаги. Рельефную лепку обычно выполняют из одноцветного материала, но в детских работах можно использовать различные цвета. Работу начинают с подготовки пластилина, постепенно разогревая его в руках. Так как детям сразу трудно нанести толстый слой, то эту операцию выполняют в несколько приемов: сначала наносят тонкий слой, потом еще несколько слоев, пока не получат нужную толщину для выполнения задуманного рисунка.
В центре слой должен быть несколько толще, по краям — тоньше. Когда выполнен подготовительный этап работы, приступают к созданию рельефа. Сначала снимают слой пластилина, где он должен быть тоньше по рисунку, и накладывают там, где по замыслу он должен быть толще. Хорошо проглаживают лепку, придавая ей наиболее естественную форму, выделяя анатомические, растительные и другие особенности в зависимости от рисунка. Потом стеками окончательно обрабатывают лепку. Плоская лепка (цвет. табл. VII). Работу выполняют на плотной бумаге или картоне. Этот вид лепки напоминает рисование, необычны лишь материалы и техника исполнения. Вначале подготавливают рисунок, переносят его на основу. Потом берут немного пластилина нужного цвета, разогревают его в руках и пальцами наносят тонкий слой по контуру рисунка. Для каждого цветового пятна берут соответствующий цвет пластилина. Чтобы получить более сложную цветовую гамму, различные цвета смешивают, разминая пластилин в руках. Для передачи оттенков по слою, нанесенному на основу, втирают пластилин одного цвета в другой. Лишний пластилин, выходящий за контурную линию, убирают стекой.
Для достижения качества работы готовую поделку вырезают и приклеивают на чистую цветную или белую бумагу. Таким способом можно выполнить цветы, растения, птиц, зверей и т. п.. Этими работами можно украсить стенд, уголок, использовать как иллюстративный, наглядный, оформительский материал. Выполнение поделок способом плоской лепки укрепляет у детей мышцы рук, развивает координацию движений, глазомер. Процарапывание по пластилину (цвет. табл. VIII). Таким способом можно сделать иллюстрации к сказкам, басням, рассказам, жанровые сценки, передать различные явления природы. Для основы используют плотную белую бумагу. Пластилин разогревают в руках и наносят тонким слоем на основу, размазывая пальцем, начиная с середины листа. Слой должен быть равномерным по толщине. Потом берут деревянную стеку с остроотточенным концом и процарапывают пластилин) до бумаги. Работают без предварительного рисунка. Если допущена ошибка, ее легко исправить: пальцем вновь растирают пластилин, закрывая процарапанные места. Так работают до завершения изделия. Эффект рисунка получается за счет контрастности белой бумаги и цветного пластилина. Лепка овощей, фруктов. Об этом виде работы следует сказать несколько слов особо, так как иногда для изготовления игрушек в качестве поделочного материала используют непосредственно овощи, фрукты, корнеплоды. Это делать не следует, ни в коем случае. Пластилин в этом виде работ незаменим, так как из него можно сделать различные овощи и фрукты, придав им форму персонажей сказок, мультфильмов, басен. Перед лепкой необходимо рассмотреть образец или рисунок будущей поделки, определить ее форму, цвет материала, наметить последовательность работы. Некоторые овощи и фрукты имеют неправильную форму шара (помидор, яблоко, вишня и др.), иные — конуса со скругленными краями (морковь, перец), другие объединяют несколько форм (груша, гриб). После анализа приступают к лепке. Работу можно выполнить за несколько дней. Для поделок, имеющих круглую форму, берут пластилин нужного цвета (примерно третью часть бруска), разогревают его в руках, раскатывают шарик на подкладной доске, слегка сдавливают сверху и снизу пальцами.
Затем стекой делают углубление для черешка и цветоножки. На готовую поделку, чтобы передать различные оттенки, наносят тонкий слой пластилина в зависимости от цветовых особенностей плодов. В заключение делают черешок, по необходимости листья (рис. 77). Плоды, имеющие более сложную форму, начинают делать так же, как и шаровидные. Подготавливают пластилин, раскатывают его на подкладной доске, потом в руках придают нужную форму и производят отделку (рис. 78).
Конусообразные плоды начинают делать в форме толстого жгута, потом делают ладонью нажим на одну сторону, постоянно раскатывая пластилин на подкладной доске. Заключительный этап работы выполняют в руках: скручивают ребра конуса, делают углубления и т. п. (рис. 79).
Если лепные овощи и фрукты используют в качестве персонажей, то на них стекой делают глаза, рот, нос и т. д. Отдельные дополнительные детали вылепливают из пластилина нужного цвета и прикрепляют к основе. Для удобства демонстрации готовые поделки крепят на палочке.
Источник "Самоделки из разных материалов", изд-во "Просвещение" 1985 г.