Здравствуйте дорогие читатели, вы, наверное, удивлены такой тематикой статьи. Как понимаете, в этой рубрике публикуются всевозможные рассказики. Так вот, как-то сидели мы с моим другом за рюмкой чая, а он в прошлом подводник, три года проходил на атомной подводной лодке. По окончанию срочной службы остался он на Дальнем Востоке. Ну, понравилось ему это дело, и стал он плавать (ходить) на рыболовецких, наверное, шхунах. Я человек сугубо сухопутный, потому прошу прощение за термины.
Зашла речь о корабельных якорях. Для меня, да и для обычного городского жителя, якорь, как говорится и якорь, что-то типа тормозов для плавающего средства. Но я был удивлен, насколько это сложное устройство, а не просто большая цепочка с огромным крючком. Из его рассказа, выходило, что во время подъема якоря они даже умудрились пробить корпус корабля. (Хотя конечно интересней и смешней было бы рассказать, как пользуются туалетом в подводной лодке, это поистине сложнейшее устройство, но в следующий раз.)
Оказывается на разных кораблях, а это настоящая и довольно сложная работа, подъем якоря напрямую зависят от устройства якорной системы (оказывается, они бывают разные) и типа используемого механизма для подъема. Выглядит это примерно так. Сначала начальник вахты отдает команду: «Приготовиться к подъему якоря». И что же происходит в это время. В первую очередь подают питание на электродвигатель, отвечающий за подъем якоря, и прокручивают его в холостом режиме (понятно, что без якоря). Все значит прошло успешно (двигатель работает). Тогда соединяют так называемую якорную шестеренку (по-моему, он говорил о звездочке) с приводом движка, и убирают стопоры (палубный и ленточный). Честное слово не знаю, как это выглядит, но примерно понятно. Затем чуть-чуть нагружают двигатель (начало подъема якоря, думаю, делают типа небольшого натяга якорной цепи), чтобы посмотреть, как себя поведет подъемный механизм. Если все идет согласно техническому регламенту, о готовности к подъему докладывают начальнику вахты (друг уточняет – вахтенному на капитанском мостике).
Звучит команда: «Поднять якорь». С этого момента и начинается непосредственно его подъем. В это время за всем этим делом (якорной цепью и якорем) обязан кто-нибудь наблюдать, обычно этим занят боцман. Он следит за выбиранием цепи и сообщает на капитанский мостик о направлении залегания якорной цепи (сзади, справа слева) и о количестве оставшихся в воде звеньев цепи (там есть метки).
В процессе подъема, часто не слышно голосовых команд, поэтому используют, незаменимую вещь рынду (корабельный колокол). При отрыве якоря от дна дают один удар, при выходе его из воды – два удара, а после успешного его крепления в клюзе звучит три удара. Все эти удары сопровождаются и голосовыми командами. Довольно таки часто поднимаемый якорь бывает «нечистым», в основном из-за захлестывания собственной цепью. Друг говори, что это довольно хлопотное дело очистить его (поднимают и опускают по нескольку раз), используют багры или специальный стальной строп. В общем, тяжела работа матроса.
Если все прошло успешно, то необходимо убедиться что лапы якоря не упираются в корпус корабля, их обязательно надо развернуть в противоположную сторону (а это тяжелая физическая работа, якорь не рыболовецкий крючок, и весьма тяжелый). Вот, как говорит друг, русское «авось», потом сделаем. А тут налетел шторм, ну и пробили себе корпус. Конечно, не страшно, но неприятно.
Вот примерно так осуществляется подъем якоря, конечно же, все намного сложней, и многие действия в этом процессе мной опущены из-за специфического языка. Но, для любознательных людей я думаю, эта статья привнесла что-то новое. До встречи.
***
Автор: klon S.N.
|