Воспитание физических качеств детей - является составной частью процесса допрофильной подготовки и направлено на решение социально обусловленных задач профессиональной ориентации школьников, повышение адаптивных возможностей организма, подготовку функциональных систем организма к условиям конкретной профессиональной деятельности.
Социальная обусловленность такого воспитания направлена на удовлетворение потребностей общества в физически подготовленных гражданах, которые имеют соответствующие инструменты для обеспечения не только высокой эффективности трудовой деятельности, но и удовлетворительного уровня здоровья и физической подготовки. В процессе онтогенеза человека каждое физическое качество развивается неравномерно. Есть периоды бурного нарастания ("сенситивные") и периоды замедленного развития.
С самого раннего возраста, и лучше на личном примере, необходимо прививать любовь к физическим упражнениям, и как можно чаще совершать прогулки – летом походы и прогулки на самокатах или велосипедах, зимой на лыжах. Для детей двух, трехлетнего возраста лучше всего для совместных прогулок выбрать детский самокат на четырех или трех колесах (для лучшей устойчивости), для старшего возраста, пять-десять лет, уже подойдет двухколесный детский самокат. Ну а когда вы достигнете подросткового возраста, лучшее совместное времяпровождение, безусловно, это будут велосипедные походы. И, конечно же, спортивные велосипеды как ничто лучше подойдут для этого.
Подросток, в отличие от младшего школьника, умеет ставить цели, сам планирует ту или иную деятельность. Но для этого возраста характерна импульсивность, повышенная возбудимость, которая легко переходит во вспыльчивость. Подростковый возраст - один из самых благоприятных периодов развития двигательных возможностей учащихся. В подростковом возрасте создается физиологическая база для увеличения силы, а именно повышается скорость сокращения мышц, способность к статическим напряжениям и др. Динамика развития силы у мальчиков характеризуется ускоренными темпами на этапе 13- 15 лет. У девочек этот показатель имеет более плавный характер и до 15 лет завершается. Развивается выносливость, при этом аэробная выносливость несколько снижается в связи с тем, что кислородные режимы при физической нагрузке в этом возрасте не являются экономическими. Выносливость к нагрузкам субмаксимальной прочности наоборот резко повышается.
Физическое качество - это общее понятие, в состав которого входят такие структурные компоненты как сила, скорость, выносливость, гибкость и ловкость. Повышение нагрузки на различные группы мышц за счет физических упражнений с отягощениями предоставляет возможности повысить показатели силы. Как известно, сила - это интегральное качество целостного организма, а не только мышечной системы.
Не менее важной, чем собственно сила, есть динамическая сила и такой вид, как взрывная (способность обнаружить большую силу за минимальное время). Она развивается постепенно, но неравномерно, и зависит от возраста и пола. Так, высота прыжка вверх с места у девочек непрерывно увеличивается до 14 лет, затем результаты несколько стабилизируются, а в дальнейшем - даже ухудшаются. У ребят среднегодовые показатели взрывной силы с годами улучшаются, достигая максимума в 16-17-летнем возрасте.
Скорость - это комплексное двигательное качество, которое обусловливает проявление скоростных характеристик движений и время двигательной реакции. К этим характеристикам движений относятся скорость простой и сложной двигательных реакций, отдельных двигательных действий и темп (частота) движений.
Важно развить показатели гибкости именно в школьном возрасте. Физическая подготовка - это вид физического воспитания, который имеет непосредственную прикладную направленность, а также степень физического воспитания, обеспечивает условия для специализации в конкретной деятельности (общая физическая подготовка).
Таким образом, с одной стороны развитие физических качеств подростков показывает уровень их физической подготовки, а с другой - применение специфических средств по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике, кроссовой, лыжной или конькобежный подготовки и туризма предоставляет возможности развивать именно те физические качества, с помощью которых можно получить высокий показатель в вышеупомянутых видах двигательной деятельности.
|