Массовость предоставления услуг рассматриваемой составляющей коммерческого здравоохранения, обеспечивающая результативность его функционирования, должна достигаться за счет двух основных компонентов.
Первым из них являются ценовые параметры деятельности конкретной совокупности ЛПУ в составе коммерческого здравоохранения региона. Помимо этого следует учитывать, что коммерческое здравоохранение региона должно быть в большей или меньшей степени способным обеспечивать такого рода услугами объем спроса, существующего на них. В противном случае недостаточность мощностных показателей данных ЛПУ в силу объективных законов рыночного распределения неизбежно будет стимулировать рост цен на них. На примере города Перми в плане обеспечения населения ультразвуковой диагностикой мы видим очень низкие цены. В частности благодаря введению электронной записи на обследование, консультацию и лечение через интернет ресурс idemkvrachu сделать УЗИ стало очень просто. При этом учтены все платные клиники города, предоставляющие огромный спектр услуг, в том числе и ультразвуковую диагностику, в результате кроме удобства, для пациентов которые решили сделать УЗИ, мы получаем значительное снижение цен. Конечно же, всё это стало возможным в первую очередь благодаря работе местных органов власти.
Вторым компонентом, соответственно, обеспечивающим результативность функционирования рассматриваемых ЛПУ, будет являться обеспеченность населения их услугами, определяемая количеством данных учреждений, а также индивидуальной мощностью каждого из них. Иначе говоря, в отношении коммерческих ЛПУ, чьи услуги замещают либо дополняют функционирование системы ОМС, региональное регулирование должно охватывать не только маркетинговый аспект их деятельности, но и их производственную мощность (соответственно, темпы ее роста). В противоположность данной ситуации производственные мощности коммерческих ЛПУ, специализирующихся на предоставлении «элитных» услуг, могут и должны регулироваться чисто рыночными процессами.
Относительным недостатком стратегии массовой доступности услуг является то, что при ее реализации в противоположность социальному страдает бюджетный эффект. Ориентируясь на ускоренное развитие коммерческого здравоохранения как производителя массово доступных услуг, органы государственного управления будут вынуждены его стимулировать. Данное стимулирование должно предполагать ту или иную степень финансовой, информационной, организационной и иной поддержки какой-то части производителей услуг в коммерческом здравоохранении. Такого рода поддержка неизбежно приведет не только к недополучению определенного объема бюджетных доходов, но и к расходованию бюджетных средств на нужды обеспечения функционирования коммерческого здравоохранения, соответствующего заданным параметрам. В данной ситуации представляется необходимым сопоставление затрат региона на обеспечение желательных параметров функционирования коммерческого здравоохранения и полезного социально-экономического эффекта от достижения запланированных параметров. Очевидно, что данные затраты могут рассматриваться как целесообразные лишь в том случае, если в перспективе они будут окупаться финансовым (сокращение бюджетных расходов на содержание сети медицинских учреждений в региональной и муниципальной собственности либо ускоренное развитие данной сети за счет высвобождающихся ресурсов) либо социальным (рост результативности лечения, производительности труда и пр.) эффектами.
Кроме того, говоря о стимулировании, при котором большинство нагрузки ложится на бюджет субъекта федерации, стоит отметить, что производство подобных затрат может рассматриваться как элемент региональной политики, снижающий (перераспределяющий) нагрузку на местные бюджеты.
|