Наверное, нелегко пришлось в эти годы младенцу Михаилу и его матери. Но княгиня Ксения была женщиной сильной, волевой и в то же время благочестивой. Она воспитала сына в духе святой веры, научила грамоте. Молодой князь любил читать Божественные книги, рассказывает Житие святого, усердно посещал церковь; он не любил роскошных яств, но утолял свой простой пищей, с особой любовью относился к нищим и убогим, раздавал им щедрую милостыню. Кто терпел беды, тот смело шел к своему князю, зная, что найдет у него и заступление; кого постигали несчастия и скорби, тот получал от него слово утешения и ободрения.
На тверской престол князь Михаил вступил после смерти своего брата Святослава (это случилось между 1282 и 1285 годом). Свое княжение князь-отрок начал богоугодным делом — построением в Твери соборного храма во имя Спаса Преображения. В 1285-е «заложена бысть на Твери церковь каменная благоверным князем Михаилом Ярославичем и матерью его княгиней Оксинией и преподобным епископом Симеоном», — рассказывает летописец. Новая каменная церковь была поставлена на месте прежней деревянной церкви святых Козьмы и Дамиана. Это был первый каменный храм, построенный в Северо-Восточной после монгольского нашествия. Вместе с матерью князь Михаил богато и щедро украсил новый храм, снабдил его святыми иконами и священной утварью, необходимой для богослужения, а через несколько лет повелел расписать иконописцам.
Это было тяжелое время для всей Русской земли. Князья неустанно воевали друг с другом, нередко вовлекая в свои споры татар. Одно за другим обрушивались на Русь нашествия жестоких завоевателей. Тверской князь с юных лет был вовлечен в межкняжеские распри. Очень скоро Михаил проявил себя как решительный и смелый полководец. В 1287 году великий князь Дмитрий Александрович, соединившись со своими братьями Андреем Городецким и Даниилом Московским, двинулся на Тверь, разоряя тверские волости. Пятнадцатилетнему Михаилу пришлось собрать свое войско и выступить навстречу князьям. У города Кашина князья заключили мир.
В 1293 году началась новая жестокая война между сыновьями Александра Невского — Дмитрием и Андреем. Андрей привел на Русь огромную татарскую рать во главе с братом татарского хана Туданом (Дюденем); вместе с татарами действовали и русские князья — Андрей, Федор Черный и другие. Были разорены многие города Суздальской земли — Владимир, Переяславль, Суздаль, Юрьев Польской, Москва и другие. Татары намеревались идти и к Твери.
Случилось так, что Михаила тогда не оказалось в городе. Незадолго до этого он отправился в Орду и как раз возвращался в свой город. «Была тогда великая печаль тверичам, потому что князя их Михаила не было в земле, — рассказывает летописец. — ...И целовали тверичи крест: бояре черным людям, также и черные люди боярам, что стоять им всем заодно, биться с татарами. Тогда собралось в Твери множество беженцев из иных княжеств и волостей; к тому же услышали тверичи о том, что князь их возвращается из Орды, и возрадовались все люди». Князь Михаил едва не попал в руки врагов, но Господь уберег его. «Се же чудо было, как сохранил Бог князя Михаила, возвращавшегося из Орды, от многих супостатов татар: ибо подошел он к самой Москве, и не было ему вести, что на Москве рать татарская; и нашелся некий попин (священник), он и проводил князя безопасным путем». И когда приехал князь к Твери, все люди встретили его с крестами и с радостию великой.
Татары, узнав о приходе Михаила в город, не решились нападать на Тверь, но отступили к Волоку Ламскому, а затем вернулись в Орду. Так проявилось мужество князя Михаила Тверского, сумевшего в страшное время «Дюденевой рати» отстоять свой город. Впрочем, как свидетельствует летописец, в том же году, зимою, в Тверь пришел некий татарский хан Токтомерь «и великую тягость учинил людям: одних посек, а других в полон повел».
В 1294 году, двадцати двух лет от роду, князь Михаил вступил в брак с княжной Анной, дочерью ростовского князя Дмитрия Борисовича. Венчал молодых тверской епископ Андрей в соборе Спаса Преображения, построенном молодым тверским князем.
Испытания для Михаила продолжались. В 1296 году он участвовал в съезде русских князей во Владимире, на котором дело едва не дошло до кровопролития. В том же году великий князь Андрей Александрович, собрав большое войско, двинулся к Переяславлю, намереваясь разорить также Тверь и Москву. Князь Михаил Тверской и князь Даниил Московский, исполчившись, выступили против него к Юрьеву. «И так, пересылаясь друг с другом, помирились». Спустя два года Андрей еще раз пытался захватить Переяславль. И вновь совместные действия Михаила и Даниила остановили его.
На Пасху 1298 года произошло событие, которое летописец счел знаменательным. В городе Твери случился пожар. В этом не было бы ничего удивительного (ибо пожары в те времена были постоянным бедствием), но лишь сам князь, и никто другой, почувствовал его. «На Святой неделе, в ночь на субботу, загорелись сени под князем и зажегся двор княжий. И то чудо, как уберег Бог князя, что не сгорел: сколько не было в сенях людей, все те спали, никто не почувствовал огня, даже сторожа; но сам князь почувствовал огонь и второпях выскочил вон с княгиней. А спасти ничего не успели, и так погорела казна вся — множество имущества, и золота, и серебра, и , и оружие». И той же князь Михаил тяжело заболел.
Летописи и Жития так изображают князя Михаила. «Был блаженный князь Михаил телом велик — больше иных людей, крепок и строен, и умом многих превзошел. Врагам своим страшен был, много мужества проявлял и добрый нрав, и всегда с Божьей помощью одолевал неприятеля. Потому и слава о нем достигла отдаленных стран. Часто вспоминал князь Михаил подвиги и страдания святых мучеников, пострадавших за веру Христову, и сам желал ту же чашу испить. Потому и сподобил его Бог принять страдания за людей христианских». Впрочем, мученической кончине Михаила предшествовали долгие годы острой политической борьбы, полной жестокости и .
В 1304 году умер великий князь Андрей Александрович. По старшинству великокняжеский престол должен был получить князь Михаил Тверской. Он и отправился в Орду, чтобы получить там ярлык на великое княжение, как поступали все прежние великие князья. Но это отнюдь не устроило его противника — московского князя Юрия Даниловича, сына Даниила Московского. Он также отправился в Орду, несмотря на противодействие сторонников тверского князя. Когда Юрий был во Владимире, митрополит Максим пытался возбранить ему идти в Орду, ручаясь от своего имени и от имени княгини Ксении, матери князя Михаила Тверского, что Юрий получит любые города из своей отчины, которые пожелает. Юрий же отвечал: «Хотя я иду в Орду, но вовсе не за великим княжением». Дело не ограничилось увещеваниями митрополита Максима. На Костроме боярами Михаила Тверского был схвачен брат Юрия князь Борис Данилович. «А князя Юрия стерегли тогда у Костромы, но прошел тот в Орду другим путем». Еще один брат Юрия, Иван (будущий Иван Калита), занял Переяславль. Против него двинулся могущественный тверской боярин Акинф; завязался жестокий бой, в котором Акинф был убит. Погибло также много тверичей, а другие попали в московский плен. В Орде же Юрий стал добиваться для себя ярлыка на великое княжение. «Если дашь выход больше, чем Михаил, то мы добудем тебе великое княжение», — говорили татары Юрию. И Михаил, и Юрий стали сулить татарам большие деньги, а это означало усиление и без того непосильного бремени с простого народа. «И великая тягота была в Русской земле за грехи наши», — записывал летописец. Ярлык на великое княжение получил в конечном счете Михаил, но это дорого обошлось Руси. Началась новая большая война между князем Михаилом Тверским и князем Юрием Московским.
В 1305 году, вернувшись из Орды, Михаил повел войско на Москву. На этот раз дело, кажется, не дошло до кровопролития; между князьями был заключен мир. Спустя несколько лет, в 1308 году, Михаил снова приходил войной к Москве. У стен московской крепости развернулось сражение. Юрий с братьями затворился в городе. Михаил не смог взять Москву и ушел, сильно разорив округу. В 1311 году Михаил отправил своего сына Дмитрия (прозванного впоследствии Грозные Очи) к Нижнему Новгороду, занятому перед этим москвичами. Однако митрополит Петр (занявший кафедру после смерти митрополита Максима) не благословил князя на войну. Три недели Дмитрий простоял во Владимире и распустил войско.
В 1313 году к власти в Орде пришел новый хан — Узбек. Михаил вновь отправляется в Орду для того, чтобы подтвердить свои права на великое княжение. Пользуясь его отсутствием, новгородцы попытались высвободиться из-под власти великого князя. (Их недовольство вызывали, прежде всего, жестокие поборы, на которые Михаил шел из-за необходимости выплатить дани татарам.) Новгородцы двинулись ратью к Твери и послали за князем Юрием Московским, приглашая его на княжение. Юрий вошел в Новгород, но вскоре покинул его, оставив в городе своего брата Афанасия. Ему пришлось ехать в Орду, куда вызывал его хан Узбек, которому жаловался на московского князя Михаил. Осенью 1315 года Михаил вернулся из Орды. Его сопровождали многие татары во главе с «сильным» послом Тяитемером. «И много зла учинили татары в Русской земле», — записывал летописец. Михаил с татарами разбил новгородское войско у города Торжка. Князь Афанасий и новгородские бояре были захвачены в плен, жители Торжка отданы в рабство, их добро расхищено, а сам город разрушен. На следующий год князь Михаил предпринял поход к Новгороду, однако поход этот закончился неудачно: «Устремился по неведомым местам и путями незнаемыми, и заблудились в злых лесах и болотах. И начался среди них голод лютый, так что и кожи ели, и голенища, и ремни жевали, и коней своих съели. И многие от голода перемерли, а другие пеши едва домой вернулись».
Между тем Юрий, находившийся все это время в Орде, сумел не только оправдаться от всех обвинений перед ханом Узбеком, но и войти к нему в полное доверие. Хан Узбек даже выдал за него замуж свою сестру Кончаку, получившую в крещении имя Агафья. Юрий получил и ярлык на великое княжение, принадлежавший до этого Михаилу.
В лето 1317 Юрий вернулся на Русь. Его сопровождало большое татарское войско во главе с «сильными» послами — Кавгадыем, Астрабылом и Остревом. Князь Михаил Ярославич Тверской встретил Юрия у Костромы. В течение долгого времени князья стояли по обе стороны Волги. Наконец, они примирились. Условия этого примирения совершенно по-разному излагаются в разных источниках: согласно московским летописям, Юрий отступился от великого княжения в пользу Михаила; тверские же летописи свидетельствуют об обратном: Михаил уступил Юрию. «Брат, если царь дал тебе великое княжение, то я уступаю тебе. Княжи на нем, только будь доволен своим и не вступайся в мой предел», — передает Житие князя слова, с которыми Михаил обратился к своему врагу. Но примирение между князьями было уже невозможно.
Той же осенью Юрий созвал суздальских и иных князей к Костроме, против князя Михаила Тверского. Также он повелел новгородцам идти к Торжку и готовиться к войне со своим бывшим князем. Зимою Юрий «с Кавгадыем, и со многими татарами, и с суздальскими князьями, и с иными князьями, и со многою силою» вторгся в тверские пределы. Татары и русские чинили страшные жестокости: людей одних убивали, а других забирали в полон, подвергали насилию женщин. Они подошли к Твери и в течение пяти недель стояли в восьми верстах от города. Кавгадый посылал разные лживые послания к Михаилу, однако мир так и не был заключен. Не решаясь штурмовать Тверь, русско-татарское войско отошло, к Волге и принялось разорять еще не затронутые войной земли Тверского княжества. Затем Юрий и Кавгадый повернули опять к Твери. Князь Михаил встретил их в сорока верстах от Твери, у села Бортенево. 22 декабря 1317 года здесь произошло жестокое побоище. «И помог Бог князю Михаилу Ярославичу, — рассказывает летописец. — И одолел он Юрия. Юрий же побежал в Новгород с малой дружиной, а великую княгиню его, Кончаку, в плен взяли, также и брата его Бориса Даниловича, и иных князей многих, и бояр, и татар многих в плен взяли и привели их в Тверь».
После этого Михаил помирился с Кавгадыем и его татарами, пригласил их в Тверь и «великую честь» воздал им, одарив многими дарами. Татары ушли, пообещав более не враждовать с Михаилом. Однако случилось непредвиденное: княгиня Кончака умерла в Твери. Пошли слухи, будто бы ее отравили. (Скорее всего, слухи эти были ложными: смерть княгини была вовсе не в интересах Михаила; к тому же , что в то время в Твери имел место мор, то есть эпидемия.)
Той же Юрий с новгородцами пришел к Волге. Михаил Тверской встретил его возле Синеевского брода. Едва тут не случилась новая битва; князья долго препирались, пересылались между собой и, наконец, договорились на том, что оба отправятся в Орду и там хан рассудит их.
О том, что произошло дальше, рассказывает «Повесть об убиении в Орде князя Михаила Тверского» — один из трагических памятников древнерусской литературы.
Юрий и Кавгадый, которого русские летописи называют «начальником» всему случившемуся злодейству, опередили тверского князя. Они отправились в Орду и оклеветали Михаила перед ханом Узбеком. «Князь Михаил дани многие собрал по городам и к немцам бежать хочет, а к тебе, царь, не идет!» — так, по словам летописца, наговаривали они Узбеку. Михаил же задержался на Руси, послав вместо себя в Орду двенадцатилетнего сына Константина. Разгневанный Узбек велел схватить Константина и уморить его голодом. Советники едва отговорили его от этого: «Если убьешь сына, то отец его не приедет к тебе».
Князь же Михаил, взяв благословение у тверского епископа Варсонофия, и у игуменов, и у священников, и у своего отца духовного игумена Иоанна, собрался идти в Орду. И когда он высту' пил уже из Твери, пришел к нему посол татарский, так говоря: «Поспеши, зовет тебя царь. Если не будешь у него через месяц, то сам придет ратью на тебя и на все города твои!» Бояре же Михайловы стали отговаривать князя от поездки. Также и сыновья его стали говорить: «Не езжай сам в Орду, но пошли кого-нибудь из нас. Оболгали тебя перед царем. Подожди, пока не минует гнев его». И отвечал им на это князь Михаил: « мои! Сами видите: не вас, но меня царь к себе требует, моей головы хочет! Если не пойду к нему, то разорит отчину мою и перебьет людей христианских. Лучше мне одному смерть принять, но многие души христианские уберечь!»
6 сентября 1318 года князь прибыл в Орду, кочевавшую тогда у берегов Азовского моря, близ устья Дона. По обычаю, он одарил всех князей татарских, и всех цариц, а затем и самого хана Узбека. Хан приставил к нему охрану и не позволил никому обижать его. И так пробыл князь в Орде полтора месяца. Затем состоялось судилище, на котором главными обвинителями выступили Юрий и Кавгадый. «Царевы дани не платил, с царевым послом воевал, а княгиню уморил», — такой итог подвели неправедные судьи. Князю же Михаилу не дали и слова вымолвить в свою защиту. И той же ночью взяли его под стражу, и возложили на него железные цепи, а на шею — тяжкую дубовую колоду. Бояр и слуг его избили и прочь прогнали, а все имущество его разграбили.
Вскоре Узбех вместе со всей Ордой двинулся к берегам реки Терек, на охоту. Князя же Михаила и всех приближенных его повелел вести за собой. Блаженный князь смолоду имел такой обычай: каждый вечер петь псалмы Давыдовы; не изменял он этому обычаю и в течение всего путешествия. Но поскольку руки его были заключены в деревянную колоду, то перед ним всегда стоял один из отроков с разогнутой Псалтирью и перевертывал листы.
Тяжек был путь тот для князя Михаила. Сильно болели у него ноги. Злобный же Кавгадый не оставлял блаженного, но старался и в пути побольнее унизить его: Так, однажды он пришел к князю и начал говорить ему, будто хан вскоре освободит его. «Почему не снимите колоду с него?» — спрашивал он у стражников. Те же делали вид, будто уже вскоре освободят Михаила, и тем только увеличивали его страдания.
Когда миновало уже 26 дней тяжкого путешествия, Орда остановилась у города Дедякова. 22 ноября, рано утром, князь Михаил повелел отслужить заутреню и причастился Святых Тайн Христовых. Затем он попросил священников, бывших с ним, чтобы те разогнули Псалтирь. Разогнули Псалтирь перед князем, и такие слова открылись ему: «Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня» . (А в это самое время окаянный Кавгадый испрашивал у хана повеления убить Михаила, и позволил ему хан.) И спросил князь Михаил у священников: «О чем говорит псалом этот?» И не хотели те еще более тревожить князя, итак отвечали ему: «Вот о чем говорится в псалме этом: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя»)». И так успокоили князя. А когда окончили чтение псалма и закрыли книгу, вбежал в шатер к князю отрок с побледневшим лицом и воскликнул в испуге: «Княже! Кавгадый и Юрий со множеством людей идут к шатру твоему!» И отвечал блаженный князь Михаил: «Знаю, зачем идут — убить меня». И поспешно отослал сына своего — чтобы и его не убили здесь.
Кавгадый и Юрий соскочили со своих коней на торгу, не доезжая до шатра князя Михаила, и послали убийц к князю. Словно лютые звери, ворвались те в шатер и узрели князя стоящего на молитве. И схватили его окаянные кровопийцы за колоду, бывшую на его шее, и ударили им с силой о стену шатра, так что стена проломилась. Князь Михаил сумел подняться на ноги но убийцы снова схватили его, и повалили на землю, и начали избивать ногами. И один из убийц, некий Романец, выхватил огромный нож, и ударил блаженного князя в грудь, и, поворачивая ножом в груди, вырезал ему сердце.
Шатер князя разграбили татары и русские, бывшие поблизости, а честное его тело бросили нагим, ничем не прикрытым. И приехал один из убийц на торг, к Юрию и Кавгадыю, и сказал им: «Вот, исполнили мы то, что повелели нам». Кавгадый и Юрий подъехали к телу святого князя. Увидел Кавгадый тело его, брошенное нагим, и сказал Юрию: «Что, разве он не брат тебе? Почему же тело его валяется нагим?» И повелел тогда Юрий своим людям прикрыть тело князя Михаила. Его положили на телегу, на доски, и привязали веревками. Князья же и бояре собрались в одном из шатров, и пили вино, и хвастались перед собою, кто какую вину наговорил на святого.
Так рассказывает Житие князя. В «Повести об убиении в Орде Михаила Тверского» повествуется о чудесах, случившихся с телом святого князя. В ночь убийства князь Юрий Данилович повелел двум своим слугам сторожить тело князя Михаила. Слуг, однако, охватил страх, и они вскоре удалились. Каково же было их изумление, когда, вернувшись, они не нашли тело на месте: телега стояла, доска была привязана к ней веревками, но тело лежало вблизи, приникнув раной к земле; правая рука была подложена под лицо, а левая — у раны. Всю ночь тело князя Михаила пролежало на земле, и множество диких зверей рыскало поблизости, но ни один не прикоснулся к святому.
Видели люди в ту ночь и еще одно чудо: два светлых облака осеняли место, где пребывало тело святого князя. Они то сходились, то расходились и сияли, словно солнце. И наутро стали говорить, что свят князь сей и убиен неповинно, облака же те являли свет ангельский.
Тело святого князя привезли в Маджары. Бывшие там купцы, знавшие князя Михаила, захотели возложить на его тело драгоценные одежды и с почестями поставить в храме. Однако бояре, приставленные князем Юрием, не дали им даже взглянуть на святого, но поставили его тело в каком-то хлеву. Но и тут прославил его Господь: многие жители в течение всей ночи видели огненный столп, возносившийся от земли к небу над телом его.
Наконец, тело князя Михаила привезли на Русь, в Москву, и положили в монастыре Святого Спаса. Но сделано это было тайно: никто на Руси не знал о том, что случилось. Только спустя год князь Юрий Данилович вернулся на Русь. Он вез с собой князя Константина Михайловича, а также бояр отца его — «словно полон вел за собою», с укоризной пишет летописец. Юрий послал ростовского епископа Прохора в Тверь — за князем Александром Михайловичем, сыном убитого им Михаила. Князья встретились во Владимире и заключили мир. «С великим молением» Александр «испросил» у Юрия тело своего отца и повез его в Тверь. Весь город вышел навстречу своему князю — и епископ, и игумены, и священники, и черноризцы, и все жители. 6 сентября 1319 года, ровно через год после прибытия Михаила в Орду, князь, наконец, был похоронен в Твери, в построенном им соборе Святого Спаса. | Местное празднование святому князю началось, вероятно, сразу же после перенесения его мощей из Москвы в Тверь. Общецерковная память была установлена на церковном соборе 1549 года.
24 ноября 1632 года были обретены нетленные мощи князя-мученика. При этом у фоба святого произошло множество чудес. В 1655 году Тверь постигло бедствие. Началось сильное моровое поветрие, и много людей умерло от болезни. Тогдашний архиепископ Тверской Лаврентий, по благословению патриарха, переложил мощи святого в новую раку; при этом гробницу святого носили вокруг города. С того дня болезнь пошла на убыль и вскоре прекратилась. В память чудесного заступления святого князя в Твери был установлен крестный ход.
Церковь празднует память святого благоверного великого князя Михаила Тверского 22 ноября (5 декабря). |