Это был премилый дом, со всеми современными неудобствами.(Марк Твен)
Главная История в лицах Святые и чудотворцы. Антоний Печерский

Фотопленка

Святые и чудотворцы. Антоний Печерский

Любознательным - Рубрика: История в лицах

Святые и чудотворцы. Антоний Печерский

Биографические сведения о преподобном Антонииоснова­теле Киевского Печерского монастыря и фактическом родона­чальнике русского монашества — очень скудны. Его мирское имя — Антипа — называет лишь один, и притом поздний ис­точник. Родился он в городе Любече (на Днепре, недалеко от Чернигова) в самом конце X или в начале XI века. Это было вре­мя бурного торжества христианства в русских землях (прежде все­го, в Поднепровье). Проповедь миссионеров настолько поразила юношу, что он решает всецело посвятить себя служению Богу и отправляется в Грецию — на Афон (Святую Гору).
Этот полуост­ров в Греции, на Эгейском море, издавна был знаменит своими монастырями. В одном из них Антоний и был пострижен в ино­ческий чин.
Поздняя афонская традиция, возникшая, по-види­мому, не ранее XVIII—XIX веков, утверждает, что произошло это в Есфигменском Вознесенском монастыре. В середине XIX века в нем была построена часовня в честь преподобного. Однако никаких исторических оснований это предание, по-ви­димому, не имеет.

По прошествии нескольких лет греческий игумен направил Антония обратно на Русь. Летопись приводит слова, с которыми он обратился к Антонию: «Иди снова на Русь, и да будет на тебе благословение Святой Горы, ибо многие от тебя станут чернецами».

Когда Антоний вернулся со Святой Горы, точно неизвестно. «Повесть временных лет» сообщает о его появлении в Киеве под 1051 годом. Позднейшая печерская традиция,
Святые и чудотворцы. Антоний Печерский
напротив, относит начало подвигов Антония ко временам Владимира Крестителя и сообщает о двух путешествиях преподобного на Афон: в первый раз он отправился туда в 1012 году, за­тем, в 1013 году, вернулся на Русь и поселился в некой пещере, которую «ископали варяги». В 1017 году, не стер­пев жестокого кровопролития в Рус­ской земле (в то время на Руси шла же­стокая междуусобная война между Святополком Окаянным и Ярославом Муд­рым), Антоний якобы вновь уходит на Афон и возвращается в Киев в 1027 году (по-другому, в 1051 году). Современные исследователи, однако, не подтверждают версию о двукратном путешествии Антония в Грецию и скеп­тически относятся к попыткам отнести начало его монашеских подвигов ко второму десятилетию XI века. Скорее всего, Анто­ний появился на Руси в 40-е годы XI века. Известно, что первая половина 40-х годов была нелегким временем для многих афон­ских обителей. В 1042—1043 годах афонское побережье пострадало от нападений арабов; в 1044 году полуостров поразил сильней­ший неурожай. В результате этих событий многие афонские оби­тели были разорены, и множество иноков покинуло полуостров. На положении русских насельников Святой Горы не могло не сказаться и резкое обострение русско-византийских отношений, приведшее в 1043 году к войне.

Придя на Русь, рассказывает летопись, Антоний обходит здешние монастыри, но не удовлетворяется существующими в них порядками и поселяется в пещерке близ киевского села Бе­рестовое. По преданию, эту пещерку «ископал» будущий киевс­кий митрополит Иларион незадолго до своего поставления на ка­федру (1051 год). Несохранившееся Житие преподобного Анто­ния рассказывало, что сам Иларион был пострижен в иноческий чин Антонием. «Господи! Укрепи меня в месте этом, и да будет здесь благословение Святой Горы», — передает летопись слова преподобного. «И стал Антоний жить тут, молясь Богу, питаясь хлебом сухим, и то через день, и воды испивая в меру, копая пещеру и не давая себе покоя днем и ночью, пребывая в трудах, в бдении и молитвах». Об Антонии узнали окрестные жители, ко­торые стали приходить к нему, прося у него благословения и принося ему все нужное для пропитания. Вскоре, уже при князе Изяславе Ярославиче (начал княжить с 1054 года), рядом с Ан­тонием поселились и другие подвижники, всего числом 12 чело­век; среди них были будущие печерские игумены Никон и Феодосий. Братия выкопали уже большую пещеру и устроили в ней церковь и келии. Так было положено начало самому крупному и самому прославленному монастырю древней Руси, получившему название Киево-Печерского.

Преподобный Антоний привнес в русскую духовную культуру неведомое ей до этого влияние восточного монашества. Основан­ный им монастырь с самого начала отличался от других — и бо­лее строгими порядками, и исключительными подвигами братии.
Рассказы о первых печерских подвижниках наполнены описани­ями их борьбы с искушениями плоти. Монахи годами жили в пе­щерах, на хлебе с водою, облачались во власяницы из сырых ко­зьих кож, сносили лютую стужу, живыми закапывали себя в зем­лю, некоторые даже подвергались добровольному оскоплению. В этот, начальный период развития русского христианства нащупывались различные пути к пониманию истинной сущности но­вого учения. Путь обретения спасения и вечной жизни, предло­женный Антонием, — через физическое страдание и внешнее са­моотречение — был тяжек, почти неосуществим, но он поразил воображение русских людей и поднял авторитет основанного им монастыря на недосягаемую высоту. Важно и другое. Монастырь возник обособленно от княжеской власти, что было совсем не обычно для того времени. Все это позволило печерским игуме­нам претендовать на нравственное руководство русским обще­ством и принесло монастырю славу первого истинно православ­ного на Руси.

Антоний отказался стать игуменом созданной им обители. Ле­топись особо подчеркивает его любовь к затворничеству, уедине­нию даже от братии. Сразу же после поставления первого печерс­кого игумена Варлаама Антоний выкопал себе новую, отдален­ную пещеру и стал жить в ней. Братия приходили к нему за сове­том: например, тогда, когда решили поставить церковь вне пе­щеры, на поверхности Берестовской горы; или когда, после ухо­да Варлаама на игуменство в основанный князем Изяславом Дмитровский монастырь, избирали себе нового игумена. Анто­ний давал им совет и благословлял братию на труды, но сам по­чти не принимал участия в жизни монастыря.

Впрочем, преподобный Антоний не всегда чуждался мирской деятельности.

Его отношения с князьями, прежде всего с киевским князем Изяславом Ярославичем, были непростыми. Дважды из-за кня­жеского гнева ему приходилось покидать пещеры. Наиболее ост­рым было второе столкновение с Изяславом, связанное, как можно думать, с политическими пристрастиями старца. В 1068 году в Киеве вспыхнуло восстание против Изяслава, в ре­зультате которого на престол был возведен полоцкий князь Всеслав Брячиславич, за год до этого предательски (в нарушение крестного целования) схваченный Изяславом и заточенный в «поруб» (темницу). Через год, в 1069 году, Изяслав с помощью польского князя Болеслава Смелого вернулся в Киев и жестоко расправился с киевлянами, казня равно и правых, и виноватых. Его гнев обрушился и на Антония, которого князь, кажется, об­винял в поддержке Всеслава. Антоний нашел убежище у брата Изяслава, черниговского князя Святослава Ярославича, который тайно прислал за ним в Киев своих людей. Близ Чернигова, «на Болдиных горах», преподобный выкопал себе пещерку и посе­лился в ней. Позднее на этом месте возник Успенский (Елецкий) монастырь. Вскоре Изяслав, раскаявшись, упросил Антония вер­нуться в Киев, что тот с радостью и сделал. В последние годы жизни Антоний совершенно отошел от монастырских дел, пол­ностью передав руководство обителью своему ученику Феодосию. Умер он в 1073 году. Позднейшие источники называют возраст, в котором скончался Антоний, — 90 лет; однако эта цифра не внушает доверия.

Преподобный Антоний не был канонизирован вскоре после своей смерти, подобно Феодосию. Время установления его цер­ковной памяти неизвестно. Мощи преподобного, захороненные в той же пещере, в которой он преставился, впоследствии так и не были найдены, хотя попытки обнаружить их предпринима­лись. Не получило распространения и Житие святого. Известно, что оно существовало, по крайней мере, в XIII веке (на него есть ссылки в дошедших до нас памятниках). Однако уже к XVI веку Житие Антония оказалось утеряно. Но само имя преподобного Антония не было забыто. В памяти русских людей оно навсегда соединилось с именем преподобного Феодосия. Оба они по пра­ву считаются подлинными основателями иноческой жизни в России.

Церковь празднует память преподобного Антония 10 (23) июля.

Источник "Киево-Печерский патерик. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4." - Изд-во.: Спб., 1997;


 
Святые и чудотворцы. Антоний Печерский
Вам понравилось? Поделитесь с друзьями:

Последнее обновление 08.06.13 20:32


Возможно Вам это интересно...

Загадка истории - Древняя Греция| Пророки. Эдгар Кейси| Императоры. Роман III Аргир| Святые и чудотворцы. Авраамий Ростовский| Святые и чудотворцы. Феодосий Печерский| Святые и чудотворцы. Леонтий Ростовский| Джордж Гордон Байрон| Миконос и Порос - островные приключения| Афиша сайта - анонс статей - 30| Многогранный отдых на Родосе| Отдых в Греции. Родос|

 

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.


Знаете ли Вы кто такой Аристотель?

Интимная жизнь 16+


Вкл/Выкл Смайлы История Помощь
Вероника: Выгул собак. Как правильно выгуливать собаку?
Вероника: :O
Родриго : Рекомендации по выбору садовой мебели
Прораб : Специфичные особенности современного водостока
Огородник : Какой сорт огурцов выбрать для своего огорода
Доктор : Медицинский осмотр в клинике «Доктор Соран» - недорого и без очередей!
Прораб : Выбор паркетной доски в зависимости от материала
Света : Неплохой сайт. Спасибо
Света : :)
Уфолог : Сильфы
Эдмунд Берк : Тот, кто хвалится, что спит как младенец, обычно не имеет младенцев.
Уфолог : Случай с Ларчем в США
Уфолог : :O
Гость_2773 : Статуи острова Пасхи
Наталья : Спасибо за интересную информацию. Успехов
Психолог : Почему ворует ребенок?
Психолог : :O
Ветеринар : Стоит ли заводить хорька в качестве домашнего питомца?
Искусствовед : Современное искусство - рисунки песком на стекле
Искусствовед : :-) :)
Admin: Виды и типы отопления «link» ваших загородных домов
Admin: :-) :O
Сашка: Новенькое ... LG G5 «link» - это первый модульный смартфон, который поступит на рынок.
Admin: Выгул собак. «link» Как правильно выгуливать собаку?
Admin: Являются ли легкие сигареты «link» абсолютно безвредными?

Пожалуйста, авторизируйтесь.

Система Orphus
       Domashnij-portal.ru    Домашняя энциклопедия - Домашняя энциклопедия для дома и семьи!!!    Copyright © 2012 S.N.       Правила
Счетчик PR-CY.Rank сайта domashnij-portal.ru Яндекс.Метрика Crazymama. Top100 ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Домашняя энциклопедия для дома и семьи Проверка тиц pr domashnij-portal.ru