Если обратиться к старинным летописям, то мы увидим что доставка документов государственной важности или срочных писем была востребована ещё с древнейших времен. У нас на Руси достоверно известно, что уже в десятом веке князья имели специальных посыльных, работа (повинность) которых заключалась в срочной доставке княжеских писем и указов. И, кстати, называлась старинная курьерская служба «повоз». Слово это возникло из-за того что княжескому курьеру (посыльному, гонцу) обязаны были предоставлять повозку запряженную свежими лошадьми, когда он пересекал очередной населенный пункт. Если помните, по историческим фильмам, обычно документы доставляемые посыльным представляли собой конверт или свернутый свиток заклеенный сургучом с печатью князя (хана, шаха и т.д.). Сейчас конечно всё проще и надежней. И в настоящее время используются полиэтиленовые конверты и специальные пластиковые пакеты для почтовой курьерской службы. Современный курьерский конверт защита которого обеспечивает его целостность не только при воздействии внешних факторов как пыль, влага, механическое повреждение, но и главное от несанкционированного вскрытия. Благодаря особой клеевой полосе на клапане курьерского конверта, второй раз, увы, его приклеить невозможно. К тому же многие компании, имеющие курьерские службы (банки, издательства и т.п.) заказывают конверты и пакеты, для работы своих посыльных (курьеров), со специальными логотипами, так что подменить его тоже нет никакой возможности. Продолжим экскурс в историю…
Доставка посыльными почты, примерно к тринадцатому веку, преобразилась в специальную службу при княжеских дворах и стала иметь свой внутренний устав (свод правил по несению курьерской службы). Это сейчас мы привычные к слову ямщик, а в те времена, от которого произошло это слово, строились по всей Руси специальные пункты для курьеров именуемые «Ямской двор» где можно было отдохнуть и перекусить, и главное там меняли так называемых разгонных лошадей.
Шли годы, и во время царствования отца Ивана Грозного, появляется специальная госструктура при дворе царской особы именуемая «Ямской приказ», которая взяла на себя контроль по доставке писем и документов. Ну, а сам царь Иван IV Грозный, когда он со своими опричниками, закончил разногласия между русскими князьями, по поводу, чей род главней (сами понимаете каким способом), ещё более узаконил эту структуру, она перешла в единое правление на всей территории Руси. И тут же надо заметить, что к концу шестнадцатого века курьерской почтовой службой можно было пользоваться не только «государевым людям» (госчиновники), но и обычным служащими. Дальнейшее развитие эта служба получила при царствовании Петра I и последующих императорах романовской династии.
Возможно, многие и не знают, но первые денежные почтовые переводы и служба почтальонов появилась в России во время царствования императрицы Екатерины II в 81 году восемнадцатого века. В это же время появились и тарифы для нового вида услуг, которые, и посей день, начисляются исходя из веса и дальности доставки письма или груза. Ну, а, приближенная к современному типу курьерская почтовая служба, сформировалась к 65 году девятнадцатого века, когда появилась земская почта обслуживающая сельские территории.
Конечно, современная почтовая курьерская служба намного отличается от той, которая существовала сто лет назад, но функции остались те же и с каждым годом роль её возрастает. Постоянно увеличивающийся поток грузов и корреспонденции, заставляет эти службы искать новые решения для надежной и быстрой отправки и доставки любого типа груза.
|