Кто любит шахматы, не останется равнодушным и к этой игре. Ибо шахматы и го - близнецы и антиподы одновременно. Этой игре около пяти тысяч лет. Пришла она из Китая и Японии. Ныне в странах Азии, Европы, Америки и Австралии насчитывается около 20 миллионов ее любителей, проводятся чемпионаты Азии, Европы, мира. Древняя игра го, как это ни парадоксально, сродни современной военной тактике, когда нет главной фигуры, потеря которой решает судьбу битвы. Здесь исход борьбы зависит лишь от
совокупности "завоеваний и потерь". И в этом разница между го и шахматами, в которых разгорается общая схватка за обладание "ставкой короля". Цель игры го - своими фишками играющий должен окружить противника. Игровое поле представляет собой доску с 19 вертикальными и 19 горизонтальными линиями (19x19). Пересечения линий образуют пункты. В игре используют 181 черную и 180 белых фишек. Можно играть (особенно начинающим) на малой игровой доске (13x13) со 169 пунктами, в этом случае используют 85 черных и 84 белых фишек.
Основные правила игры
Первый ход делают черные. После каждого хода на пункты выставляется новая фишка; поставленная фишка не переставляется. Каждый из игроков пытается окружить фишку противника или группу фишек. Окруженной считается фишка, не имеющая по соседству свободных пунктов, она снимается с доски. Примеры окруженных фишек приведены в игровых ситуациях на рисунке. На рисунке видно, как черные ходом 1 окружают белые фишки и они снимаются с доски. Фишка на пункте вокруг имеет четыре свободных пункта. На рисунке 1 черная фишка имеет два соседних свободных пункта, а белая до хода 1 черной имеет один свободный пункт и заперта в углу доски. В такой позиции, когда у фишки по соседству один лишь свободный пункт, она находится а положении "атари". Нельзя делать ход, который приводит к уничтожению своих фишек (одной или группы), в последний свободный пункт, за исключением, когда их теряет противник.
Такой пример приведен на рисунках 7, 8. В первом случае белые не могут делать ход в пункт а, поскольку они теряют свои фишки, во втором - уничтожают фишки черных. Запрещается делать ход, который дублирует позиции, а именно: нельзя захватывать фишку, если она поставлена после ходапартнера, и при этом была захвачена одна фишка. Такая позиция называется "ко". При этом партнеры могут продолжительное время по очереди захватывать один у другого фишки или в каждом последующем захвате могут предугадывать ход, сделанный в любом месте доски. Обычно он называется угрозой. Поясним это на примере. Позиция, в которой возникает "ко", приведена на рисунке 9,10. Ходом 1 белые взяли одну фишку черных. Возникла позиция, изображенная на рисунке 11. Черные не могут сразу взять фишку ходом х, а делают ход в другом месте игрового поля. И только после хода белых черные могут взять фишку ходом х. Партнеры стараются отгородить своими фишками на доске определенные зоны. Игра завершается, когда вся доска разыграна и не осталось ходов, приносящих очки. Завершение партии приведено на рисунке 12.
Выигрывает тот, кто набрал больше очков. Как же насчитываются очки в го? Их насчитывают за каждый свободный пункт своей территории, за каждую взятую в плен или уничтоженную фишку противника. Пленными называются такие фишки, которые могут быть уничтожены, но у них есть свободные пункты. В конце партии закрываются нейтральные пункты (отмеченные на рисунке крестиками) и начинается подсчет очков. (Смотрите рисунок 13). Черные имеют 34 очка территории и одну пленную фишку - всего 35. Белые - 38 очков территории и четыре пленные фишки, плюс 5,5 очка ("коши") - всего 47,5. Белые выиграли 12,5 очка (разница между очками белых и черных). Выставленные фишки остаются до окончания партии на своих местах, кроме уничтоженных и снятых в процессе игры, а также пленных фишек, которые снимают с доски после завершения партии. Побеждает в игре - набравший большее число очков.
Источник "Нескучная энциклопедия", изд-во "Сталкер" 1997 г.