Само слово «реклама» происходит от латинского слова reclamare — «протестовать, выкрикивать, утверждать». Кто бывал на восточных базарах, знает, как там шумно – каждый зовет покупателя и расхваливает свой товар, утверждая, что он лучший в мире. Конечно, пришедшие на базар, не очень верят зазывалам, но их крики и жестикуляция, конечно, влияют на количество сбываемого ими товара. Мастерство зазывалы, безусловно, играет здесь свою роль.
Но это базар, а вот с магазинами, объектами бытовых услуг и т.п., как и в далекие времена ставка делалась на наружную рекламу. Вывески торговых заведений тоже были своеобразной рекламой, и часто оформлялись художниками, причем знаменитыми, которым потом было суждено войти в историю искусства. И сейчас изготовление вывесок красочных, ярких, зазывающих посетить то или иное место или же приобрести что-либо является неизменным атрибутом магазинов, офисов и т.д. Главное условие при изготовлении наружной рекламы как вывески, растяжки, билборды, информационные стенды и т.п. это их способность привлечь внимание потенциального клиента или покупателя. Уже давно доказано что ярко и красочно изготовленная вывеска, к примеру, в торговом центре, способна на порядок увеличить приток потенциальных покупателей.
Естественно, что и в первобытном обществе, в эпоху, когда торговля как таковая отсутствовала, а существовал натуральный обмен, бартер, участники обмена должны были найти друг друга и иметь представление о продукции, которую они могут предложить друг другу, то есть какое-то подобие рекламы существовало.
Первые письменные образцы рекламы тоже относятся к самому началу истории – до нас дошел египетский папирус с объявлением о продаже раба. Кроме того, рекламные объявления размещались на вощеных табличках, придорожных камнях, а, случалось, даже на зданиях.
В античном мире, древней Греции и Риме, рекламу гравировали на меди, на кости, писали на деревянных дощечках, ее, наряду с правительственными сообщениями, выкрикивали глашатаи на площадях, базарах, в цирках перед началом боев гладиаторов, в других местах, где скапливался народ. От практически поголовно грамотного населения Киевской Руси до нас дошли рекламные тексты, оставленные прихожанами на стенах храмов, многочисленные рекламные и деловые документы на бересте.
Конечно, кроме рекламы, важнейшую роль играло и качество продукции, деловые и моральные качества мастерового, купца или банкира, и потому в цеховых уставах на это обращалось особое внимание, а совершивших поступки, роняющие честь гильдии, ждали суровые наказания.
Общественный и социальный прогресс был тесно связан с рекламой. Такие эпохальные открытия как книгопечатание, кинематограф, радио, телевидение, компьютеры и интернет, каждый раз давали мощный толчок развитию рекламы и поднимали ее на качественно новый, более высокий уровень.
Реклама, бесспорно, не только двигатель торговли, но и необходимая ее часть. Даже в советские времена, когда торговля как таковая отсутствовала, была заменена системой распределения и блата, то есть личных связей, реклама существовала даже на государственном уровне.
|